Попасть в маркетинг легко. Стать признанным экспертом и достичь больших результатов — это совсем другая история, которая требует определенных навыков на и практики.
С 2020 года в России идет постоянный рост спроса на специалистов по маркетингу: количество вакансий job-сайтах постепенно растет. По состоянию на начало августа 2021 в стране более 15 000 актуальных вакансий для маркетологов, что вдвое больше, чем год назад.
Эксперты ожидают, что в мире до 2026 года спрос на маркетологов увеличится на 7-10%. Эта цифра может показаться небольшой, но он значительно выше, чем в среднем по всем профессиям. Маркетологи будут и в дальнейшем пользоваться спросом, пока есть компании, стремящиеся расширить свою долю рынка и увеличить продажи.
Рост — это хорошо! Но это означает новые вызовы как для новичков, так и для проверенных ветеранов маркетингового фронта. Вот несколько фундаментальных, если не уникальных, навыков, которыми должен обладать каждый маркетолог в будущем.
Навыки презентации и сторителлинг
Момент, который наверняка возникал в карьере любого маркетолога: вы сидите на совещании и слушаете, как кто-то представляет чрезвычайно важную информацию. Но исполнение было настолько плохим, что ваш ум начал блуждать. Ваш список продуктов для супермаркета, спортивные тренировки в 7:00, встреча с другом после работы — все что угодно занимает ваши мысли, только не эта скучная презентация.
Хуже всего в мире — это иметь действительно хорошие знания или идеи, которыми можно поделиться, но не справиться с задачей из-за слабых навыков презентации.
Не расстраивайтесь, самый простой способ провести хорошую презентацию — это постоянные тренировки и практика. Еще один совет: «нажмите» на конкретные болевые точки слушателя и добавьте эмоций, чтобы оживить природный рассказ и начать управлять вниманием слушателей. Кроме сухих цифр и фактов, добавьте в повествование маленькую реальную историю, которая связана контекстом с презентацией.
Как подготовиться к презентации:
- Вы определили, кто ваша аудитория, и говорите то, что ее интересует.
- Вы обладаете достаточным количеством знаний о своей аудитории, чтобы знать, какие моменты являются для них самыми важными, и знаете ли вы, в какой части презентации вам необходимо развернуто и глубоко доносить мысли, а где наоборот — ускорить темп.
- Заранее продумайте, как вы можете вызвать интерес у слушателей и продемонстрировать собственное увлечение темой доклада одновременно подтвердить свою квалификацию.
Эти навыки вам будут полезны, когда вы будете отчитываться перед руководителем, или защищать перед ним идею и бюджет для будущего проекта. А еще — на переговорах с будущими партнерами, в выступлениях на конференции и даже на собеседовании.
Технологии и инструменты
По словам редактора блога ChiefMarTec Скотта Бринкера, в маркетинговом пространстве является более 8000 поставщиков технологий (сервисов), и их количество продолжает расти. Если бы вы решили протестировать по 3:00 каждый из сервисов, и ничем другим больше на работе не занимались, вам бы понадобилось 150 месяцев. Это 12,5 лет!
Даже подбор маркетингового сервиса, будет эффективно решать одну конкретную задачу, но может стать сложной задачей и потребует много времени. Но без технологий у вашего маркетинга нет будущего. И у вас, как специалиста, — тоже.
Поэтому найдите время, наберитесь терпения и начинайте. Три группы задач, которые вы должны решить благодаря маркетинговым сервисам:
Автоматизация. Автоматическая отправка письма клиенту «Спасибо за заказ». Создание дашбоарда в Google Data Studio вместо скучных еженедельных отчетов в Excel. Автоматизация рекламных кампаний в Facebook. Эти и десятки других маленьких и больших задач, которые вместо вас будет делать определенная программа. И сохранит ваше время.
Персонализация. В письме вы обращаетесь к клиенту по имени, и предлагаете ему персональную скидку на новый товар, потому что проанализировали историю его предыдущих покупок. Если вы продаете обувь, персональные рекомендации товаров на вашем сайте работают с учетом размера ноги и любимого цвета каждого клиента. Продаете товары для животных? Ваш клиент получит напоминание в Viber ровно за 3 дня до того, как у его кошки закончится корм. Дайте клиенту то, что ему нужно, и когда это нужно.
Интеграция различных сервисов в одну маркетинговую экосистему. Cайт, CRM, Google Analytics, рекламные сервисы, IP телефония и call tracking, сервис email рассылок, Viber, push-сообщения и все другие базы данных связаны между собой. Используйте возможности API и программистов, подключите Zapier или Apix-Drive, или выберите другое решение. Главное, чтобы у вас в компании не было ситуации, когда вы собственноручно выгружаете файл из одной базы и загружаете в другую. Например, с CRM в сервис email-рассылки.
Чтобы подготовиться к MarTech революции в своей компании, начните с небольшой самодиагностики:
- Как вы оцениваете ваш входной и выходной маркетинг сегодня? Что необходимо автоматизировать и настроить для увеличения эффективности?
- Есть ли у вас сейчас собственный софт или сторонние решения, которые интегрируют вашу CRM с другими базами данных и сервисами, использует отдел маркетинга? Какие базы данных и сервисы еще не интегрированы в маркетинговую экосистему?
- Вы рассчитывает на инхаусы программистов, будете привлекать подрядчиков или попробуете построить все на SaaS решениях?
Противоположный взгляд
Пожалуй, у каждого из нас в карьере была такая ситуация: предлагаешь нестандартное или контроверсионное решение для маркетинговой задачи, а коллеги или руководители считают это решение слабым. «Зачем нам что-то новое и непроверенное? Это лишние риски! Никто из конкурентов так не делает! Давайте будем использовать те же инструменты, что и все остальные».
Но стандартные решения дают стандартные результаты в управлении репутацией клиента. Маркетологи не должны обязательно делать то, что делают другие маркетологи, просто потому, что это считается «лучшей практикой». Сделайте шаг назад на секунду: если это лучшая практика, то это делают все, а вы станете просто одним-из-многих-ничем-никак особых. Если вы делаете, то же самое, что и ваши конкуренты, то не сможете их обогнать.
Чрезмерная зависимость от того, что работает для всех, затрудняет бренды быть разными и думать по-разному. Если маркетинговые стратегии основываются на консенсусе, вы настроены на неудачу. Идите вопреки, сильный удар по противнику наносится на противоходе.
Разумное принятие нестандартных подходов продвижения, использование новых инструментов, противоречивые идеи рекламных сообщений — это все в определенной степени рисковые пути. Но они дают «эффект волнения»: больше людей заметят и запомнят нестандартную коммуникацию.
Проверьте, готовы ли вы играть на противоходе:
- Как клиент, хотите ли вы продолжать получать одинаковые сообщения с помощью тех же каналов в том же формате от нескольких поставщиков услуг? Посмотрите на однотипные сообщения в Viber от различных сетей АЗС, или письма близнецы от разных интернет-магазинов у себя в почте. А как чувствуют себя сейчас ваши клиенты?
- Как вы относитесь к подходу проверки гипотез и постоянного обучения?
- Можете ли вы получить информацию от клиента в реальном времени о том, как он воспринимает ваш маркетинговый подход?
Тесная связь с клиентом
Когда вы в последний раз лично общались со своим клиентом, интересовались уровнем его удовлетворенности вашим продуктом, изменением его целей и предпочтений, новыми жизненными ценностями?
Маркетолог должен держать руку на пульсе изменений, которые происходят в голове его клиентов и в социуме. Он должен понимать, что происходит в информационном пространстве: что сейчас транслируют СМИ и социальные сети, как это влияет на поведение и состояние его клиентов.
Чем больше вы понимаете клиента, его мысли и переживания, тем лучше сможете обработать его потребность и найти правильные идеи для коммуникации. Тесные отношения с клиентами позволяют вам быть настоящим партнером и дают возможность построить эффективную маркетинговую стратегию.
Проверьте, хорошо ли вы знаете своих клиентов:
- Где и какой именно контент потребляют ваши клиенты? Что вызывает у них наибольший резонанс?
- Другие методы, кроме данных веб-аналитики, вы используете, чтобы понять, что смотрят, читают и загружают клиенты?
- За что именно чувствует ответственность ваш клиент?
- Как изменилась главная точка боли вашего клиента за последние два года?
Подробные ответы на эти вопросы — отправная точка для размышлений маркетолога, чтобы получить креативные и эффективные решения.
Постоянное обновление предметных знаний
Маркетологи должны быть экспертами в предметной области для клиентов, с которыми они работают, и проблем, с которыми сталкиваются эти конкретные клиенты. Ваша компания производит моющие средства для пола? Маркетолог должен полностью разбираться в уборке квартир, домов и коммерческих помещений: знать особенности процессов, все сопутствующие товары и заменители. Тряпка из какой ткани вместе с вашим средством лучше отмоет грязь с пола? Уменьшится расход моющего средства, если владелец квартиры приобретет робот-пылесос?
Для маркетолога, который работает в b2b, понимание отрасли клиента и специфики использования вашего продукта будет еще более важным, чем в b2c.
Если вы хорошо разбираетесь в предметной области и регулярно общаетесь с клиентами, со временем это дает «понимание второго или третьего уровня». Это большая и трудная работа, но вознаграждение перевешивает дополнительные усилия.
Понимание первого уровня обычно состоит из чтения и интерпретации исследований, которые вы найдете в Интернете. Но понимание второго и третьего уровня означает принятие того, что вы узнали из различных источников, нахождение инсайтов и интересных гипотез, понимание того, куда движется ваш клиент и рынок. Таким образом, вы получаете собственную точку зрения на развитие своего продукта и делаете его конкурентоспособным в будущем.
Проверьте себя:
- Сколько времени Вы тратите на копание в социальных группах (тематических и профессиональных), чтобы исследовать и генерировать новые идеи?
- Является ли ваша экспертность достаточной, чтобы вас воспринимали как лидера мнений?
- Какие инновации в различных вертикальных сегментах вы видели недавно? Есть ли у вас сценарий поиска инноваций?
- Есть ли у вас сценарий тестирования рекламных и продуктовых гипотез?
Теперь вы знаете все составляющие успешного профессионального развития. А еще специалисты веб-студии SEO Master уверены, что современный менеджер должен хорошо разбираться в Digital стратегии и инструментах цифрового маркетинга, ведь Digital — это рекламный канал №1 за бюджетами в России и мире. Если вам необходимо получить или структурировать знания по цифровым коммуникациям, заказывайте аудит Вашего сайта и бизнеса.
Если Вам нужна помощь в улучшении репутации Вашего сайта и бизнеса в Интернете, то напишите нам или наберите в WhatsApp наш номер +7 (916) 450-04-71, и мы Вам поможем.
И, пожалуйста, поделитесь своими наблюдениями в комментариях к данной статье или поделиться ей в социальных сетях!